Рубрика Культпросвет — Сергей Курехин — Оркестр Эльфов

Оркестр Эльфов — (с) отрывок главы из книги «безумная механика русского рока«, А. Кушнир

После выхода дебютного диска Сергей целиком сконцентрировался на концертном проекте Crazy Music Orchestra. Этот биг-бенд был выстроен по принципам
«свободной импровизации», разработанным Курёхиным и Чекасиным во времена их совместных выступлений. Только теперь парадом из приглашенных музыкантов Курёхин командовал единолично, воплощая на сцене множество авангардистских идей. «С самого начала карьеры Курёхин был концептуалистом, — считает Лео Фейгин. — Почему он в какой-то момент бросил играть на рояле? Да потому что ему это быстро наскучило. Поэтому он делал провокационные заявления, что рояль мертв и из него уже ничего нельзя выжать. Его творческие замыслы выходили далеко
за пределы рояля». В контексте Crazy Music Orchestra функции Сергея можно было
определить в трех направлениях:

 
Первое: мультиинструменталист-шумовик, игравший на рояле, саксофоне, флейте и даже на барабанах. Второе: дирижер, создавший принципиально новую технику координации действий музыкантов. Опытные критики называли эту манеру хейрономией — когда дирижер показывает телом, в какой манере требуется исполнять музыку.
Третье: композитор и продюсер, занимавшийся подбором состава оркестра. При этом знакомых поэтов, художников, философов и музыкантов Сергей рассматривал исключительно в контексте атаки на консервативное человечество. Примечательно, что состав Crazy Music Orchestra набирался из тех людей, которым Сергей с друзьями сумели накануне дозвониться. Здесь присутствовал сильный элемент импровизации и спонтанности.
К примеру, встретив на улице долговязого Володю Рекшана из «Санкт-Петербурга», Курехин загорелся идеей поставить во главе Crazy Music Orchestra ярко выраженного шоумена. «Я хочу сделать ансамбль, в котором будет много музыкантов. — Глядя в глаза Рекшану, Курёхин незаметно включил пропагандистский напор. — Ты будешь в золотом пиджаке, как Элвис Пресли, петь рок-н-роллы, вилять бедрами и извиваться».
Любопытно, что порой Курёхин использовал в качестве арт-объектов обыкновенных зрителей. Как-то перед концертом Сергей раздал публике карточки, на которых были выписаны философские изречения. В середине перфоманса зрители по команде Курёхина вставали и начинали их одновременно зачитывать. Таких экспериментов у Маэстро были десятки,но до определенного момента они казались неструктурированными. И вот летом 1981 года Сергей начал создавать из своих задумок четкую концепцию.
На официозном джаз-фестивале в Риге Курёхин со своим пока еще безымянным проектом
с ходу нацелился на скандал. Выступая в усеченном составе вместе с Владом Макаровыми, Александром «Фаготом» Александровым, Курёхин обрушил на головы местных снобов душераздирающие звуки в духе Сесила Тейлора. Влад Макаров вспоминает: «Сергей предложил нам такой план действий: “Первую минуту издаем четыре форте, причем я буду играть на крышке от рояля”.

Культпросвет: Сергей Летов - "Егор"
Рубрика Культпросвет - Сергей Курехин - Железный Занавес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *